Композитор в пожарной каске

"Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!" - писал летом 1942 года американский музыкальный критик. После того, как Седьмая - "Ленинградская" - симфония прозвучала в Америке и Великобритании, английский журнал "Time" вышел с портретом Шостаковича на обложке: композитор был изображен в каске пожарного на фоне пылающего Ленинграда...

В ВУЗах июнь - время напряженное, сессия. "Я с утра до ночи на экзаменах и исполнениях", - писал композитор за четыре дня до начала войны. А уже в первые ее дни принял решение пойти в армию добровольцем. Он хотел быть солдатом, а пришлось стать пожарным. Оба рапорта молодого известного композитора о приеме в Красную Армию, поданные в начале войны, были отклонены. "Здесь вы нужнее", - сказали ему.

 

И Дмитрий Шостакович продолжал работать в консерватории, приняв на себя обязанности пожарного. Получил каску, пожарный комбинезон, потренировался орудовать щипцами для сбрасывания "зажигалок", держать пожарный ствол. Там, на пожарном посту № 5, и родились три первые части его "Ленинградской симфонии". "Я нес службу на крыше, а между налетами, в интервалах, писал свою партитуру. Я не мог оторваться от нее и все время писал, писал и писал..." - вспоминал Шостакович.

 

Порой между нотами появлялись буквы "в.н." - "воздушный налет". Тогда композитор оставлял музыку и становился пожарным.

 

Началась блокада. Шостакович возражал против эвакуации, его с трудом убедили покинуть город. 1 октября 1941 года он с женой и детьми был вывезен в Куйбышев. Как самую большую ценность, композитор вез с собой ноты неоконченной симфонии.

 

2 июля 1942-го под сплошным огнем немецких зениток в блокадный город были доставлены четыре объемистые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии, премьера которой состоялась в Куйбышеве 5 марта.

 

На следующий день в "Ленинградской правде" появилась коротенькая информация: "В Ленинград доставлена на самолете партитура Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Публичное исполнение ее состоится в Большом зале филармонии".

"Посвящается городу Ленинграду" - прочитал на обложке Карл Ильич Элиасберг.


Открыв партитуру, главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета помрачнел. Восемь валторн, шесть труб, шесть тромбонов!.. На партитуре рукой Шостаковича было написано: "Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно".

Чтобы исполнить симфонию, требовалось около восьмидесяти музыкантов. В оркестре радиокомитета из ста пяти человек играть могли лишь пятнадцать: остальные либо эвакуировались, либо умерли от голода, либо уже были не способны передвигаться. Шатаясь от слабости, Элиасберг обходил госпитали в поисках исполнителей. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. "Да он же живой!" - воскликнул дирижер, и это мгновение стало вторым рождением Жаудата.


По приказу командования в Ленинград стали прибывать музыканты, отозванные с линии обороны. В документах у них значилось: "Командируется в оркестр Элиасберга".


На репетиции оставался всего месяц: концерт был назначен на 9 августа.

...Это было уникальное исполнение. "С таким воодушевлением мы не играли еще никогда,  - вспоминал Карл Элиасберг. - И в этом нет ничего удивительного: величественная тема Родины, на которую находит зловещая тень нашествия, патетический реквием в честь павших героев - все это было близко, дорого каждому оркестранту, каждому, кто слушал нас в тот вечер..."

 

А таких было много. Те, кто не смог попасть в филармонию, слушали концерт на улицах у репродукторов, в квартирах, в землянках и блиндажах фронтовой полосы: симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети.

 

"И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, - вспоминал Элиасберг, - мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что силы разума и добра победили".

За пультом - главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг

Ни один снаряд не упал на улицы города, ни один самолет не сумел подняться в воздух с вражеских аэродромов за те восемьдесят минут, что звучала музыка Шостаковича, - такой шквал огня обрушился в это время на противника по приказу советского командования.


Слушали концерт и осаждавшие город немецкие войска. Как потом говорили, "немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку". Они-то считали, что город почти умер: ведь еще год назад Гитлер обещал, что именно в этот день его войска пройдут парадным маршем по Дворцовой площади, а в гостинице "Астория" состоится торжественный банкет...


9 августа навсегда стал Днем Шостаковича. В день его смерти "Ленинградская симфония" гремела во многих концертных залах мира, прославляя торжество жизни.


На календаре было 9 августа 1975 года...

Борисов Е. Композитор в пожарной каске/Е. Борисов// Пожарное Дело.-2014.№ 11.- С.39-41

A+ | A-
Flag Counter
Яндекс.Метрика