Пасха, день воскрешения Иисуса Христа, является самым светлым и радостным праздником для всех христиан. Он отмечается ежегодно в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния.

Именно на Пасху, в ночь с Великой Субботы на воскресенье, происходит наиболее драматическая и волнующая церковная служба. Спокойно льется тихое песнопение "акапелла" (без музыкального сопровождения), несколько свечей тускло освещают храм.

 

Перед самым началом службы все свечи гасятся, за исключением одной, и в помещении воцаряется мрак. Внезапно загорается вторая свеча - в руках священника. Она и символизирует Священный Пасхальный Огонь, иначе называемый Благодатным Огнем. Со словами "Приди и обрети свет от Hегасимого Огня во славу Христа, воскресшего из мертвых" священник подходит к прихожанам и зажигает у близстоящих свечи. Те, в свою очередь, зажигают свечи у соседей, и вскоре свет разливается по всему храму. После этого собравшиеся торжественно выходят из церкви и шествуют вокруг нее. Священник входит внутрь, приближается к Царским вратам, произнося священные тексты, и ударяет в них посохом, символически разрушая их. Тем самым провозглашается победа Христа над смертью. Толпа триумфально заполняет церковь и иерарх громко возвещает главную весть в истории христианства: "Христос Воскресе!" И присутствующие хором ответствуют: "Воистину Воскресе!" Подобный ритуал с некоторыми отклонениями совершается во всех христианских храмах мира и лишь в Иерусалиме он сопровождается чудесным явлением Священного Пасхального Огня...

 

Появление Благодатного Огня происходит на Пасху из года в год многие века. Когда произошло впервые это чудо, установить трудно. О нем писал еще Св.Григорий Hисский, крестоносцы и древние паломники. В Иерусалиме почитаются две Гробницы Иисуса Христа. Одна, называемая Садовой Гробницей, привлекает массу туристов и особенно протестантских паломников. Другая, больше претендующая на подлинность, находится в Храме Гроба Господня и Воскресения (многие считают, что он специально построен вокруг Гроба). Именно в нем и является ежегодно Священный Пасхальный Огонь.

 

У самого входа обращает на себя внимание колонна, рассеченная трещиной. Рассказывают, что в 1687 году армяне, исповедовавшие одно из направлений христианства, стали претендовать на право получения Благодатного Огня. Перед самой Пасхой они подкупили стражу и вошли в Храм Гроба Господня, оставив православных и их священника перед запертыми воротами. Он вынужден был молиться на улице. Долго стояли армяне у Гроба Господня, но Благодатного Огня не дождались. Между тем, у входа в Храм вдруг треснула одна колонна и из трещины показались тоненькие язычки пламени! Благодатный Огонь нашел себе выход, и с тех пор никто и никогда не оспаривал первенства у православного Патриарха...

 

В Великую Субботу на Страстной Hеделе сотни верующих собираются в Храме Гроба Господня, дабы лицезреть чудо схождения Священного Пасхального Огня. После молитвы Митрополит или Патриарх в сопровождении армянского священника входят в обитель, где по преданию был похоронен Иисус Христос. Двери закрываются, и большая незажженная лампа, заполненная маслом, водружается на Гроб Господень. Священники, распевая гимны и произнося молитвы, обходят святое место. Как сообщают многочисленные очевидцы, в этот момент внезапно появляется сверхестественный огонь, от которого зажигается большая лампа. Двери открываются, и Патриарх к восхищению присутствующих осеняет лампой толпу, воспламеняя у каждого свечу. Чудесное схождение Священного Пасхального Огня сопровождается бурным выражением чувств верующих. Об этом свидетельствует, в частности, следующая запись о праздновании Воскресения Христа в 1846 году: "Явление Благодатного Огня вызвало подлинное ликование в Храме. Шум поднялся невероятный. Люди веселились как дети и скакали по кругу. Священный Огонь изливал свой благословенный свет всюду: вверху, внизу и вокруг балконов..."

 

Когда Иерусалим был в руках мусульман, они пытались помешать чуду. В 947 году местный эмир потребовал от жителей Иерусалима за право отпраздновать Пасху 7000 золотых монет. Как гласит предание, золото появилось у прихожан само собой и праздничная служба состоялась. В другом случае мусульмане тща- тельно обыскали священников, дабы обнаружить у них средства "беспричинного" возгорания огня. Hо ничего не нашли, а лампа все равно зажглась...

 

В тексте, датируемом XI веком, поясняется, что если Священный Огонь снисходит в полдень, то год обещает быть плодородным. Если же чудо происходит к вечеру или позже, надо ждать плохого урожая. В этом же тексте рассказывается о довольно решительной попытке мусульман "разоблачить" чудо: они подменили фитиль в лампе медной проволокой. Однако желаемого не достигли - огонь зажег лампу как много раз прежде.

 

Какова же природа Священного Пасхального Огня? Первое, что приходит в голову неверующему человеку, это мысль о каком-то трюке. Действительно, существует немало химических веществ, самовозгорающихся на воздухе. В VII веке, незадолго до появления первых письменных свидетельств о Священном Огне, был изобретен знаменитый "греческий огонь", представлявший собой летучее самовоспламеняющееся вещество, которое византийцы выстреливали катапультами. Рецепт его, как считается, давно утерян. Однако нельзя исключить, что некоторые иерархи знают этот секрет, который и используют в создании иерусалимского чуда. По другой версии, для этой цели применяют специальный самовозгорающийся порошок. Hо чего бы ни писали и ни говорили скептики, они не в состоянии объяснить долговечность чудесного явления. В самом деле, физически невозможно обманывать народ в течение целого тысячелетия! Трудно не поверить в искренность одного религиозного иерарха XIX века, который свидетельствовал: "Я не раз видел схождение Священного Пасхального Огня. Hо однажды я приблизился к Гробу Господню и, о ужас! - лампа не горела! Я пал ниц от страха и, заливаясь слезами, начал молиться. Когда я вновь взглянул на лампу, она горела. Я зажег от лампы пучок свечей и здесь же раздал их прихожанам..."

 

 НАЗАД

 

 

 

Источник: http://anomalia.kulichki.ru

A+ | A-
Flag Counter
Яндекс.Метрика